"Я убежден, что в искусстве живописи все
великое создано так называемыми школами
(венецианцы, испанцы, голландцы и т.п.) и отдельные
мастера, как Рафаэль, Тициан, Веласкес и другие
высятся не как отдельные гении-одиночки, а как
вобравшие в себя все усилия предшествующих…" -
эти слова А.А.Осмеркина, написанные в отзыве о
диссертации С.Коровкевич "Пейзаж в творчестве
Александра Иванова", объемно и лаконично
выражают отношение художника к принципам общего
развития искусства.
Тридцать лет жизни А.А.Осмеркин отдал
воспитанию молодых художников, создав мощную
живописную школу, основанную на традициях
высокой художественной культуры классиков
европейского искусства, соединении передовых
тенденций импрессионизма и постимпрессионизма
(сезанизма), а также народного искусства и
русской живописной школы (Иванов, Суриков,
Врубель), которая особенно ярко проявила себя в
1960-1980 гг. в творчестве таких живописцев, как:
народные художники СССР Е.Е.Моисеенко
и П.Н.Крылов, народные художники Армении
М.А.Асламазян, М.А.Абегян и А.В.Бекарян, народный
художник Белоруссии Е.О.Зайцев,
народный художник Украины В.В.Токарев,
народные художники России А.Ю.Никич и
М.П.Кончаловский. Кроме того, нужно учесть, что в
разное время в мастерской А.Осмеркина учились
такие знаковые фигуры в украинском советском
искусстве, как: живописец, монументалист
З.М.Толкачев и народный художник СССР
А.Г.Петрицкий.
С 1918 года А.А.Осмеркин преподавал в 1-х и
2-х Государственных вольных художественных
мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН). С 1932 по 1947 его
педагогическая деятельность была связана с
Ленинградским институтом живописи, скульптуры и
архитектуры Всероссийской академии художеств (с
1944 г. - Ленинградский институт живописи,
скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина), где он
работал руководителем индивидуальной
живописной мастерской, а в период с 1932 по 1933 гг. -
заведующим кафедрой живописи. Вместе с тем, с 1937
по 1948 гг. А.А.Осмеркин преподает живопись в
Московском институте изобразительного
искусства (с 1939 - Московский государственный
художественный институт, с 1947 - им. В.И.Сурикова).
Работая одновременно на условиях - три
декады в Ленинграде и две декады в Москве -
художник способствовал взаимообмену и
взаимодополнению ленинградской и московской
живописных школ, создавая единую
общенациональную школу.
А.А.Осмеркин был сторонником
индивидуальных мастерских в высших учебных
заведениях, выбирать обучение, в которых студент
волен был самостоятельно. Такая идея была
своеобразным отзвуком плана реформирования
Академии художеств, предложенного И.Е.Репиным
еще в 1905 г. Частично она была реализована при
создании Ленинградского института живописи,
скульптуры и архитектуры с 1932г. По свидетельству
учеников и преподавателей живописная мастерская
А.А.Осмеркина выделялась своей особенной
творческой направленностью и считалась одной из
наиболее интересных, даже элитной в
художественном понимании.
Как педагог А.А.Осмеркин создавал в
коллективе учеников атмосферу творческого
поиска, направленную на воспитание
самостоятельной личности. Закладывая общие
основы живописного мастерства, А.А.Осмеркин в то
же время бережно относится к индивидуальности
художника, помогает развивать его личный
творческий почерк. Он считал, что даже очень
талантливый ученик, переняв его систему, имея за
собой всю сумму профессиональных знаний и
"умение видеть", не сможет стать художником,
если не снимет с себя "тогу ученичества". Это
педагогическое кредо он высказывал в
романтической форме - "Чтобы стать художником,
Вы должны меня предать" и такому
"предательству" он всегда был рад, потому
что видел настоящие ростки великого посева,
которые разбрасывал с великой щедростью", -
писал его ученик А.Ю.Никич в статье "О
Александре Александровиче Осмеркине".
Особое внимание педагог уделял
воспитанию общей культуры ученика. Поэтому на
стенах его академмастерской постоянно
экспонировались репродукции произведений
известных мастеров классического и современного
искусства, что помогало студентам понять пути
решения той или иной живописной задачи.
Проходили беседы на темы живописи, литературы,
театра. В таких непринужденных спорах студенты
постепенно приходили к решению вопроса о роли и
месте художника в обществе. В своей статье "О
воспитании художников" А.А.Осмеркин
констатировал: "Я придерживаюсь того мнения,
что выращивание молодого художника - это прежде
всего воспитание в нем художественной культуры,
и с этого воспитания нужно начинать… Разум и
чувства должны руководить рукой художника.
Только таким путем ремесло, необходимое мастеру,
не превращается в рукоделие, которое никогда не
станет искусством, сколько бы ни было затрачено
усердия… Когда рука идет впереди сознания,
получаются очень плачевные результаты. Без
зрительного воображения нельзя организовать
картину как целое, добиться в ней правильного
соподчинения деталей". Чтобы найти такое
соподчинение силы тона композиционных деталей и
цветовой насыщенности, нужно было иметь особую
чувственность. А.А.Осмеркин считал, что такой
чувственности можно и нужно учить. "Но есть
уровень целых эпох - эпоха Возрождения, например,
там третьеразрядный, самый неизвестный мастер
рисовал пластичнее и выше, чем теперь рисует
перворазрядный… Была какая-то (общая) культура,
какая-то пластика". Он вывел собственную
формулу такого обучения, которую называл
"методой". Сначала ученику прививалась
любовь к материалу - краске, процессу смешивания
цветов, таинству подготовки холста. Затем
посредством активного увлечения студента в
процесс создания учебной постановки,
пробуждалась любовь к предмету, вещи. Через
увлечение художественным экспериментом с
предметом открывался путь к более глубокому
пониманию традиции.
Эта методика, построенная на
демократических основах взаимодоверия учителя и
ученика, большой практической самостоятельной
работы, достаточно быстро давала реальные
позитивные результаты. Большое количество
выпускников школы А.А.Осмеркина стали
действительно яркими творческими личностями,
самодостаточными живописцами, графиками,
художниками театра и кино. Е.А.Асламазян,
М.А.Абегян, О.Б.Богаевская, И.И.Витман,
О.Г.Верейский, Ф.П.Глебов, И.И.Годлевский,
Ф.М.Дорошевич, А.И.Жаров, Е.О.Зайцев,
Р.М.Зелинская, П.Н.Крылов,
М.П.Кончаловский, О.А.Лещинская,
В.В.Левик, Е.Е.Моисеенко,
А.Ю.Никич, С.И.Осипов, В.Ф.Подковырин, Г.В.Павловский, Б.В.Преображенский,
А.В.Резван, Г.О.Рублев, Г.А.Савинов,
И.С.Сошников, В.В.Токарев, З.Ш.Толкачев, В.К.Тетерин, М.О.Фейгин, Я.М.Хаимов, М.В.Шкубер, С.М.Юнович - это лишь небольшая часть
общего списка тех, кто вышел из мастерской
А.Осмеркина, но и она включает в себя фактически
весь алфавит и широкую национальную палитру.
Благодаря методу А.А.Осмеркина, все его ученики
условно остаются членами единой художественной
группы, объединенной не групповыми или
личностными интересами, не организационными
правилами или идеологией, а культурным
мировоззрением и творческим видением. И
независимо от того, насколько было признано их
творчество обществом или властью, ученики
А.А.Осмеркина остаются носителями того
мировоззрения и высоких требований
профессионального художественного уровня,
которые прививал им их учитель. |