"Я убежден, что в искусстве живописи все великое создано так называемыми школами (венецианцы, испанцы, голландцы и т.п.) и отдельные мастера, как Рафаэль, Тициан, Веласкес и другие высятся не как отдельные гении-одиночки, а как вобравшие в себя все усилия предшествующих…" - эти слова А.А.Осмеркина, написанные в отзыве о диссертации С.Коровкевич "Пейзаж в творчестве Александра Иванова", объемно и лаконично выражают отношение художника к принципам общего развития искусства.
    Тридцать лет жизни А.А.Осмеркин отдал воспитанию молодых художников, создав мощную живописную школу, основанную на традициях высокой художественной культуры классиков европейского искусства, соединении передовых тенденций импрессионизма и постимпрессионизма (сезанизма), а также народного искусства и русской живописной школы (Иванов, Суриков, Врубель), которая особенно ярко проявила себя в 1960-1980 гг. в творчестве таких живописцев, как: народные художники СССР Е.Е.Моисеенко и П.Н.Крылов, народные художники Армении М.А.Асламазян, М.А.Абегян и А.В.Бекарян, народный художник Белоруссии Е.О.Зайцев, народный художник Украины В.В.Токарев, народные художники России А.Ю.Никич и М.П.Кончаловский. Кроме того, нужно учесть, что в разное время в мастерской А.Осмеркина учились такие знаковые фигуры в украинском советском искусстве, как: живописец, монументалист З.М.Толкачев и народный художник СССР А.Г.Петрицкий.
    С 1918 года А.А.Осмеркин преподавал в 1-х и 2-х Государственных вольных художественных мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН). С 1932 по 1947 его педагогическая деятельность была связана с Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств (с 1944 г. - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина), где он работал руководителем индивидуальной живописной мастерской, а в период с 1932 по 1933 гг. - заведующим кафедрой живописи. Вместе с тем, с 1937 по 1948 гг. А.А.Осмеркин преподает живопись в Московском институте изобразительного искусства (с 1939 - Московский государственный художественный институт, с 1947 - им. В.И.Сурикова).
    Работая одновременно на условиях - три декады в Ленинграде и две декады в Москве - художник способствовал взаимообмену и взаимодополнению ленинградской и московской живописных школ, создавая единую общенациональную школу.
    А.А.Осмеркин был сторонником индивидуальных мастерских в высших учебных заведениях, выбирать обучение, в которых студент волен был самостоятельно. Такая идея была своеобразным отзвуком плана реформирования Академии художеств, предложенного И.Е.Репиным еще в 1905 г. Частично она была реализована при создании Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры с 1932г. По свидетельству учеников и преподавателей живописная мастерская А.А.Осмеркина выделялась своей особенной творческой направленностью и считалась одной из наиболее интересных, даже элитной в художественном понимании.
    Как педагог А.А.Осмеркин создавал в коллективе учеников атмосферу творческого поиска, направленную на воспитание самостоятельной личности. Закладывая общие основы живописного мастерства, А.А.Осмеркин в то же время бережно относится к индивидуальности художника, помогает развивать его личный творческий почерк. Он считал, что даже очень талантливый ученик, переняв его систему, имея за собой всю сумму профессиональных знаний и "умение видеть", не сможет стать художником, если не снимет с себя "тогу ученичества". Это педагогическое кредо он высказывал в романтической форме - "Чтобы стать художником, Вы должны меня предать" и такому "предательству" он всегда был рад, потому что видел настоящие ростки великого посева, которые разбрасывал с великой щедростью", - писал его ученик А.Ю.Никич в статье "О Александре Александровиче Осмеркине".
    Особое внимание педагог уделял воспитанию общей культуры ученика. Поэтому на стенах его академмастерской постоянно экспонировались репродукции произведений известных мастеров классического и современного искусства, что помогало студентам понять пути решения той или иной живописной задачи. Проходили беседы на темы живописи, литературы, театра. В таких непринужденных спорах студенты постепенно приходили к решению вопроса о роли и месте художника в обществе. В своей статье "О воспитании художников" А.А.Осмеркин констатировал: "Я придерживаюсь того мнения, что выращивание молодого художника - это прежде всего воспитание в нем художественной культуры, и с этого воспитания нужно начинать… Разум и чувства должны руководить рукой художника. Только таким путем ремесло, необходимое мастеру, не превращается в рукоделие, которое никогда не станет искусством, сколько бы ни было затрачено усердия… Когда рука идет впереди сознания, получаются очень плачевные результаты. Без зрительного воображения нельзя организовать картину как целое, добиться в ней правильного соподчинения деталей". Чтобы найти такое соподчинение силы тона композиционных деталей и цветовой насыщенности, нужно было иметь особую чувственность. А.А.Осмеркин считал, что такой чувственности можно и нужно учить. "Но есть уровень целых эпох - эпоха Возрождения, например, там третьеразрядный, самый неизвестный мастер рисовал пластичнее и выше, чем теперь рисует перворазрядный… Была какая-то (общая) культура, какая-то пластика". Он вывел собственную формулу такого обучения, которую называл "методой". Сначала ученику прививалась любовь к материалу - краске, процессу смешивания цветов, таинству подготовки холста. Затем посредством активного увлечения студента в процесс создания учебной постановки, пробуждалась любовь к предмету, вещи. Через увлечение художественным экспериментом с предметом открывался путь к более глубокому пониманию традиции.
    Эта методика, построенная на демократических основах взаимодоверия учителя и ученика, большой практической самостоятельной работы, достаточно быстро давала реальные позитивные результаты. Большое количество выпускников школы А.А.Осмеркина стали действительно яркими творческими личностями, самодостаточными живописцами, графиками, художниками театра и кино. Е.А.Асламазян, М.А.Абегян, О.Б.Богаевская, И.И.Витман, О.Г.Верейский, Ф.П.Глебов, И.И.Годлевский, Ф.М.Дорошевич, А.И.Жаров, Е.О.Зайцев, Р.М.Зелинская, П.Н.Крылов, М.П.Кончаловский, О.А.Лещинская, В.В.Левик, Е.Е.Моисеенко, А.Ю.Никич, С.И.Осипов, В.Ф.Подковырин, Г.В.Павловский, Б.В.Преображенский, А.В.Резван, Г.О.Рублев, Г.А.Савинов, И.С.Сошников, В.В.Токарев, З.Ш.Толкачев, В.К.Тетерин, М.О.Фейгин, Я.М.Хаимов, М.В.Шкубер, С.М.Юнович - это лишь небольшая часть общего списка тех, кто вышел из мастерской А.Осмеркина, но и она включает в себя фактически весь алфавит и широкую национальную палитру. Благодаря методу А.А.Осмеркина, все его ученики условно остаются членами единой художественной группы, объединенной не групповыми или личностными интересами, не организационными правилами или идеологией, а культурным мировоззрением и творческим видением. И независимо от того, насколько было признано их творчество обществом или властью, ученики А.А.Осмеркина остаются носителями того мировоззрения и высоких требований профессионального художественного уровня, которые прививал им их учитель.