Выставки

Виртуальная персональная выставка произведений
члена Национального Союза художников Украины Григория Вовка
«Метаморфозы графических образов»
в рамках арт-проекта «В мастерской художника»

    Персональная выставка произведений одесского художника члена Национального Союза художников Украины Григория Вовка «Метаморфозы графических образов» представляется в рамках арт-проекта «В мастерской художника», целью которого является популяризация творчества украинских художников и который предусматривает экспонирование персональных выставок и издание каталогов с интервью-размышлениями художников об искусстве и жизни, и репродукциями произведений, ярко отражающими их творческие поиски.
    Экспозицию выставки составляет тридцать одно графическое произведение из серии авторских рисунков гелевой ручкой Григория Вовка философско-теологической тематики, созданных в 2012-2021 годах, которые художник передал в фонды художественно-мемориального музея А.А.Осмеркина в 2012 году. Дополняют выставку фотографии художника из личного архива – в мастерской, на вернисажах, на пленэрах в Одессе и Кропивницком, в т.ч. во время Национального фестиваля «Кропивницкий» (2018).
    Вовк Григорий Петрович родился 13 июля 1954 в г. Полтаве. Живет и творчески работает в г. Одессе. Член Национального Союза художников Украины (2017) и Ассоциации художников-христиан. Окончил Одесское государственное художественное училище им. М.Б.Грекова, сейчас Одесский художественный колледж имени Митрофана Грекова, живописный факультет, преподаватели Владимир Криштопенко и Сергей Лукин (1979) и Христианский гуманитарно-экономический университет, г. Одесса, теология (2006).
    Магистр теологии, преподавал теологию и дизайн, семь лет был деканом факультета графического дизайна Христианского гуманитарно-экономического университета, г. Одесса
    Участник всеукраинских и международных художественных выставок и пленэров, победитель всеукраинских конкурсов по живописи и графике. Экспонировал более полусотни персональных выставок в разных городах Украины.
    Произведения хранятся в художественных музеях Одессы, других украинских городов, в т.ч. музее искусств и художественно-мемориальном музее А.А.Осмеркина в Кропивницком, частных коллекциях в Украине, в частности известного одесского коллекционера и мецената Михаила Кнобеля, и за рубежом.
    По определению самого художника, он – нонконформист, монументалист, живописец, график, поэт, а направленность в его искусстве – духовный интенсивизм и бинарный абстракционизм, в советское время активно участвовал в «квартирных» выставках, входил в Творческое Объединение Художников (ТОХ) г. Одесса).

    «Именно этим определением – "духовный интенсивизм" – художник-нонконформист Григорий Вовк называет свой стиль в искусстве. У каждой творческой личности, безусловно, есть свой взгляд на жизнь, на время, в котором выпало жить, и это индивидуальное видение по-особому реализуется в художественном творчестве, подчиняя себе всю силу и специфичность таланта. Художник – это всегда новатор, который понимает Вселенную как экзистенциальное пространство и заставляет нас смотреть совсем другими глазами на вещи, которые кажутся простой декорацией или слишком обыденными…
    Творческая манера художника Григория Вовка формировалась под влиянием одесской живописной школы. Именно в это время, в конце 1970-х, молодого художника и привлекла среда творческих новаций, экспериментальных техник. Он подружился со многими представителями андеграунда – А.Стовбуром, В.Цюпком, В.Хрущом, В.Маринюком, Н.Новиковым, В.Наумцем, т. н. "неотформатированными" творческими личностями, сам развивался в этом направлении. Там же, в группе одесских нонконформистов, формировались новое мировоззрение, неофициальное отношение к художественному соцреализму и поиски нового к тому времени выразительного художественного языка. Это становление принципиально нового происходило через сложный и самоуглубленный процесс поиска своего творческого "Я".
    Григорий Петрович много и напряженно работает, прибегает к экспериментам, в чем-то обновляет традицию. Свои чувства, восприятие и понимание художник пытается передать через разные формы изображения: в тех или иных техниках и видах визуального искусства, удачно дополняет графика, инсталляция объектов, мелкая деревянная цветная скульптура. “У меня же в разных видах выработался свой стиль. Все мои работы имеют общую линию, – подтверждает художник, – бывает, что можно работать в реалистической манере или в совсем другой импрессионистической манере, а потом есть возможность поработать абстрактно”.
    Художественный мир одаренного земляка тематически многогранен и разнообразен, диапазон содержательного выражения столь же широк: это и реалистичные сюжеты, и экспрессивные портретные образы, и геометрические абстракции, и инсталляции, в которых затронуты социальные проблемы современности. Созерцая эти творческие феномены, понимаешь, что нужно обладать очень изысканным художественным вкусом и не менее выразительной эмоциональной творческой наполненностью, чтобы в таком многослойном воплощении – сочетании линий и символов – создавать мир красоты, придавая каждому произведению неповторимость собственного художественного стиля…
    За годы художественной деятельности у него сформировался индивидуальный художественный язык, собственный стиль. Ни в одном словаре мы не найдем определения художественного интенсивизма, но сам мастер так его трактует: “Духовный интенсивизм связан только с позитивом. Во-первых, он связан с духовными переживаниями и чистотой души, а во-вторых, это индивидуальная потребность восприятия жизни и передачи его через эмоциональную сферу, через цвет, разные полутоны, сочувствие в творчестве. Я, например, пишу картины маслом, потом работаю акварелью, потом делаю графику, после этого сочиняю стихи, потом философские мысли и еще теологические выводы делаю. И эта плеяда очередности одного, связанного с другим, и называется «духовным интенсивизмом»”. Духовный интенсивизм – это напряженное непрерывное творчество и арт-терапия. Художник убежден, что у картины должна зародиться душа, которая потом подарит бессмертие творцу. Его картины живы и разны, построены на динамике, бесконечном процессе движения. Особенно важно для художника – быстро зафиксировать впечатление в форме и цвете.
Собственным творчеством Григорий Вовк хочет заставить зрителя не просто воспринимать привычные вещи и созерцать картины, а мыслить активно, сопереживать.
    Григорий Вовк – личность харизматическая и гармоничная, кроме визуального искусства, свои мысли, ощущения он передает в поэтических произведениях, не раз печатавшихся в разных сборниках…
    Наибольшее вдохновение для автора – Библия, он и считает себя религиозным художником, а в творчестве постоянно обращается к самой главной книге человечества. Целая серия картин свидетельствуют о трепетном отношении художника к образам христианства. Пророки у Вовка – будто воплощение боли и переживания, они рождены фантазией как отклик на Слово Божье и знак мудрости, побуждающей к размышлению и состраданию. Художник понимает творческий процесс как духовный рост, а художественные произведения, черпающие силы в прошлом, переносят жизнетворческую энергетику и в будущее…
    По словам Григория Петровича, творческий процесс – это бесконечный путь усовершенствования: усовершенствования мастерства, личностного восприятия и понимания окружающего мира и, наконец, собственной личности. Его творческие достижения помогают человеку открыть методы саморазвития и духовного познания через активное мышление.
    Философия творчества Григория Вовка, которой он щедро делится со зрителем, основывается на тесном взаимодействии искусства и жизни, на постоянном поиске новых форм художественного мышления с целью передать современнику свои эмоции, чувства, мысли и постоянное “стремление к духовному совершенству, сочетание здоровой народной морали с высоким пониманием человеческого предназначения”.
    Григорий Вовк нашел свой художественный язык и в графике (любимая техника здесь – рисунок шариковой ручкой). Графика, как уверяет автор, дополняет его основную заинтересованность живописью. Графические листы поражают лаконизмом форм, богатым оттенком черного цвета и не оставляют равнодушными созерцателей. Его цикл графических работ “Библейские мотивы” можно назвать квинтэссенцией человеческих чувств, духовных направлений».
    Из статьи Валентины Ореховой «Духовный интенсивизм Григория Вовка». Научный публицистический художественно-литературный альманах Полтавского национального педагогического университета имени Владимира Короленко «Родной край». 2012. № 2 (27). С. 156-163

    «Григорий Вовк – художник-отшельник, самодостаточный, индивидуальный, подчас склонный к эпатажным, продуманным шалостям в духе футуристов... Это художник «ренессансный» в том смысле, что он проявляет себя в разных ипостасях: как живописец, график, поэт, дизайнер, педагог, теолог, обращается к разным техникам и жанрам. Поэтому и в искусстве работает на пересечении этих видов духовной деятельности. Как теоретик пытается также осмысливать собственное творчество, свое место в многообразном современном искусстве, определив его емким термином «духовный интенсивизм».
    Вовк-художник придает большое значение слову, что видно из названий его работ, в которых угадывается философско-теологический склад ума автора: «Предчувствие», «Столкновение с мыслями», «Вздох», «Тридцатый серебряник», «Препятствие», «Свет , что приближается», «Переживание пророка», «Пророк. Разорванное пространство» и т.д.
    Графическая серия представленных работ охватывает преимущественно последние пять лет творчества мастера, в котором доминирует библейская тема пророков-ясновидцев, ранее живописно им интерпретированная. Рожденные всеобъемлющим авторским мышлением и предчувствием, эти персонажи словно стремятся выйти за пределы существующего времени и пространства. Это портретные метаморфозы, деформированные лица, приобретающие ирреальное состояние. На первый взгляд нагромаждение форм может показаться абсурдным, а трактовка некоторых персонажей, если отвлечься от условности искусства, порой балансирует на грани безумия.
    В формотворчестве искусство художника исходит от фигуратива. Его портреты, как уже говорилось, это очень деформированные лица, в которых зрителя привязывает к действительности разве что изображение глаз – недоверчиво-настороженных, самоуглубленных, наполненных страданием или отчаянием. Это взгляд человека, который стремится уйти от реальности, для которого последняя является физическим и психологически определенным состоянием. Имеем яркий пример экзистенциального искусства…»
    Из статьи Владимира Кудлача «Из реальности – в неизведанное». Газета «Черноморские новости», № 84 (21656), 22 октября 2015 г. Одесса


Афиша выставки

Каталог. Метаморфозы графических образов Григория Вовка.
Виртуальная персональная выставка произведений члена Национального Союза художников Украины Григория Вовка.
Из серии каталогов «В мастерской художника». Составитель Вита Чернова. Компьютерная верстка и макет Наталья Корнилова.
– Кропивницкий: Художественно-мемориальный музей А.А.Осмеркина, 2024. – 32 с.: илл. (текст на украинском языке)

Художник Григорий Вовк

Григорий Вовк в мастерской в Одессе

Григорий Вовк на пленэрах в Одессе

Григорий Вовк на пленэрах в Кропивницком

Тяжесть сна
2012
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
Без слов
2014
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
Столкновение
с мыслями

2014
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
Сон
2014
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
Духовная
нищета

2014
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21

Иеремия.
Пророчество

2015
Бумага, гелевая
ручка, коллаж
33,5х27
 Пророк.
Видение будущего

2017
Бумага, гелевая
ручка
28,5х20,5
   Святой ли ты?
2017
Бумага, гелевая
ручка
29,5х20,5
  Опасность
2017
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
  Внимательный
взгляд

2018
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21

Внимательный
взгляд

2019
Бумага, гелевая
ручка
28,8х21
Мечты пророка
2019
Бумага, гелевая
ручка
29,5х20
  Опасность
2019
Бумага, гелевая
ручка
28,8х20
  Мысли, мысли
2019
Бумага, гелевая
ручка
29х20,5
  Взгляд
2019
Бумага, гелевая
ручка
29,7х21,2

Вечные
мысли

2019
Бумага, гелевая
ручка
28,8х20
Скорбь
пророка

2019
Бумага, гелевая
ручка
29,7х20
  Тревога
2019
Бумага, гелевая
ручка
29,5х20,5
  Надежда
2019
Бумага, гелевая
ручка
30х20,5
  Что произошло?
2019
Бумага, гелевая
ручка
29х20,3

Дом
многоэтажный

2019
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
Ожидание
2020
Бумага, гелевая
ручка
28,5х19,5
  Освещенный
образ

2020
Бумага, гелевая
ручка
29х21
  Без названия
2020
Бумага, гелевая
ручка
29х20
  Пророк
Иезекиль

2020
Бумага, гелевая
ручка
29,7х21

Задумался
2020
Бумага, гелевая
ручка
29,5х21
Понимает
2020
Бумага, гелевая
ручка
29,3х20,8
  Метаморфоза
образа

2020
Бумага, гелевая
ручка
29,3х20,5
  Пророк видит
бесчинство

2020
Бумага, гелевая
ручка
29х20
  Молитва
2021
Бумага, гелевая
ручка
29х20
  Ожидание
2021
Бумага, гелевая
ручка
29,5х19,8