Александр Александрович Осмеркин (1892-1953)
принадлежит к тем известным мастерам живописи
первой половины XX века, чья жизнь в искусстве
была проникнута неутомимым творческим поиском
своей художественной индивидуальности.
Творческое наследие мастера - более 700
произведений живописи, графики, театральных
декораций, которые находятся в Третьяковской
галерее, музее изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина (Москва), русском музее (С.-Петербург),
Киевском музее русского искусства, в
художественных музея Украины, России, Литвы,
Казахстана, Азербайджана, частных собраниях.
А.А.Осмеркин оказал значительное влияние
на развитие современного изобразительного
искусства, воспитав целую плеяду известных
художников, среди которых - народные художники
СССР П.Н.Крылов и Е.Е.Моисеенко, народный художник
Белоруссии Е.А.Зайцев, народные художники
Армении М.А.Асламазян и М.М.Абегян, заслуженные
художники России А.Ю.Никич и М.П.Кончаловский,
многие другие. |
1892
26 ноября (8 декабря). Родился в
г.Елисаветграде, Херсонской губернии (ныне
Кировоград). Отец - Александр Павлович Осмеркнин,
землемер Елесаветградской Почтово-телеграфной
конторы, чиновник, из крестьян с.Лесничовка,
Подольской губернии (умер в 1937 г.); мать -
Олимпиада Васильевна Осмеркина, урожденная
Паученко, из мещан
(умерла в 1917 г.)
1902 - 1910
Под влиянием деятельности родного дяди,
архитектора Якова Васильовича Паученко начал
увлекаться рисованием и театром. Учился в Елисаветградском
реальном училище где закончил Вечерние
рисовальные класы под руководством Федосия
Козачинского.
1911
Поступил в Киевское
художественное училище, где занимался у
Н.К.Пимоненко, И.С.Макушенко, Г.К.Дядченко,
В.К.Менка.
1913
Апрель. Участвовал в Первой
художественной выставке, устроенной
Елисаветградским обществом грамотности (первое,
достоверно подтверждаемое участие А.А.Осмеркина
в выставке). Сентябрь. Выбыл из
Киевского художественного училища, не окончив
его. Переехал в Москву. Поступил в студию И.И.Машкова.
1914
Впервые выставил свои работы в качестве
экспонента вместе с художниками - членами Общества художников
"Бубновый валет".
1915 - 1917
Был призван в армию. Служил в запасном полку в
Орле; был принят в Чугуевское военное училище, из которого в чине
прапорщика откомандирован в московский запасной
полк.
1917
Участвовал в выставке картин, скульптуры и
прикладного искусства "Свободное
искусство" в Москве на Валовой улице. Принимал
участие в организации профессионального союза
художников-живописцев; входил в "левую
федерацию" этого союза.
1917 - 1918
Декабрь-январь. Вместе с ведущими
художниками "Бубнового валета" принял
участие в выставке "Мир искусства" в Москве.
1918
Занимался оформлением спектаклей в Пятигорске и Москве; участвовал в
опытах создания нового театра Н.М.Фореггера; выполнял
праздничные панно к 1-й годовщине Октябрьской
революции в Москве; руководил оформлением
агитпоездов. Участвовал в первой выставке
профессионального союза живописцев в составе
"молодой" (или "левой") федерации. Начал
преподавательскую деятельность в только что
образованных Государственных свободных художественных
мастерских в должности ассистента
руководителя живописной мастерской
П.П.Кончаловского по приглашению последнего.
1918 - 1919
Участвовал в организованной Отделом Изо
Наркомпроса РСФСР выставке произведений членов
"Профессионального союза
художников-живописцев нового искусства" -
"5-й Государственной выставке картин". Женился на Екатерине Тимофеевне
Барковой.
1920 - 1921
Входил в реорганизованное общество "Мир
искусства", ядро которого составили художники
бывшего общества "Бубновый валет" во главе с
И.И.Машковым. В октябре-ноябре 1921 г. и в январе 1922
г. принял участие в выставках того же названия.
1922
Осень. Впервые участвовал в выставке за
рубежом ("Первая русская художественная
выставка", Берлин).
1923
Начало года. Во Вхутемасе состоялась
выставка работ студентов живописного
факультета, в которой принимала участие и мастерская
А.А.Осмеркина. Май. Участвовал в
"Выставке картин (Грабарь И.Э., Древин А.Д.,
Кончаловский П.П., Королев Б.Д., Куприн А.В.,
Лентулов А.В., Машков И.И., Осмеркин А.А., Удальцова
Н.А., Фальк Р.Р., Федоров Г.В.)" в Москве, в
помещении Вхутемаса, которая имела значение
программного выступления для группы живописцев
бывшего" Бубнового валета" и примкнувших к
ним художников других течений.
1923 - 1924
Участвовал в развернувшейся в стенах Вхутемаса
борьбе вокруг реорганизации Основного отделения
и пересмотра учебных программ на стороне так
называемых "чистовиков", т.е. сторонников
станковой живописи, ядро которых составляли
профессора И.И.Машков, Г.В.Федоров, Р.Р.Фальк,
А.В.Лентулов, А.В.Шевченко и другие.
1924
Март. Участвовал в "Выставке картин,
организованной Российским обществом Красного
Креста" в Москве, в здании Исторического музея,
совместно с группой художников
бывшего "Бубнового валета" и другими.
Участвовал в создании выставочной организации -
будущего общества "Московские живописцы".
Вошел в число членов-учредителей этой
организации.
1925
Вошел в число действительных членов нового
общества художников "Московские живописцы".
Работал над картиной "Подмосковный
трактир".
1926
А.А.Осмеркин, П.П.Кончаловский и А.В.Куприн из
общества художников "Московские живописцы"
перешли в общество художников "Бытие". На 4-й
выставке общества "Бытие" была показана
картина А.А.Осмеркина "Подмосковный
трактир", позже проданная в зарубежное
собрание.
1926 - 1927
С группой молодых художников А.А.Осмеркин вышел
из общества "Бытие" и организовал
объединение "Крыло", первая выставка
которого открылась 27 февраля 1927 г.
1927
В Ленинграде работал над картиной "Красная гвардия в
Зимнем дворце". Писал пейзажи города.
1927 - 1928
Принимал активное участие в организации нового
художественного объединения "Общество московских художников"
(ОМХ). Вошел в число членов-учредителей и первых
действительных членов ОМХ.
1928
Женился на Елене
Константиновне Гальпериной. За картину "Красная гвардия в
Зимнем дворце", экспонировавшуюся на
„Выставке художественных произведений к
десятилетнему юбилею Октябрьской революции",
жюри под председательством А.В.Луначарского
присудило А.А.Осмеркину вторую премию. Картины
"Мойка. Белая ночь", "Барки на Неве",
"Тверская" и др. были показаны на первой
выставке ОМХ. Летом посетил пушкинские места в
Псковской губернии, где создал серию пейзажей.
1929
Закончил работу над картиной
"Коммунистическое пополнение девятнадцатого
года", которую писал по заказу Реввоенсовета
Республики к 10-летию Красной Армии. Картина была
показана на второй
выставке ОМХ. По командировке Главискусства
совершил поездку в Грузию, где был написан, в
частности, пейзаж "Загэс".
1930
Работал над картиной "Митинг
на Знаменской (Петроград, 1917 г.)". Ушел из
Вхутеина. Наступил перерыв в преподавательской
деятельности.
1931
Ездил на Украину для сбора материалов к
произведению на тему "Ударничество в
социалистическом строительстве".
1932
Работал над картиной "Агиттеатр
ПУРа на фронте" для Реввоенсовета
Республики. Участвовал в работе совещания в ФОСХ
(Федерация объединений советских художников) в
Москве по вопросам художественного образования.
Принял предложение стать профессором -
руководителем индивидуальной мастерской во
вновь организовавшемся Ленинградском институте
живописи, скульптуры и архитектуры (Всероссийской Академии
художеств). Участвовал в Юбилейной выставке
"Художники РСФСР за 15 лет" в Государственном
Русском музее в Ленинграде (10 живописных
произведений).
1933
Продолжал работу над картиной "Агиттеатр ПУРа
на фронте" (не сохранилась). Участвовал десятью
работами в выставке "Художники РСФСР за 15
лет" в Москве в залах Государственного
Исторического музея. Работал над картиной
"Цыганка с гитарой".
1934
25 января родилась
дочь Татьяна.Работал над
пейзажами в Верее под Москвой. В клубе
"Каучук" в Москве состоялась персональная
выставка А.А.Осмеркина.
1935
Работал над пейзажами в Верее под Москвой.
1936
Работал над оформлением спектакля "Евгений
Онегин" в постановке А.Я.Таирова для Камерного
театра в Москве. (Спектакль не был осуществлен).
1936 - 1937
Работал над оформлением юбилейного Пушкинского
спектакля ("Сцены из рыцарских времен",
"Моцарт и Сальери", "Русалка") в Большом
драматическом театре им.М.Горького в Ленинграде.
1937
Работал над пейзажами в Верее под Москвой и в
Крыму. Начал преподавательскую работу в
Московском институте изобразительных искусств.
1938
Выезжал с группой студентов Ленинградского
института живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ
на Волгу. Писал пейзажи и натюрморты. Руководил
практикой студентов Московского института
изобразительных искусств в Крыму (д.Козы под Судаком).
1939
30 января родилась дочь Лидия. В Ленинграде начал работать над
портретом А.А.Ахматовой. Закончил работу над
статьей "О воспитании художников" для
журнала "Искусство".
Жил и работал на даче Академии художеств в
Алупке, где руководил летней практикой студентов
Ленинградского института живописи, скульптуры и
архитектуры ВАХ. Работал в д.Козы, где руководил
практикой студентов Московского института
изобразительных искусств. Участвовал в работе
созванной Комитетом по делам искусств
Всесоюзной конференции по вопросам
художественного образования.
1940
Летом жил и работал в Алупке на даче Академии
художеств. В выставочном зале Оргкомитета Союза
советских художником в Москве состоялась
выставка произведений И.Э.Грабаря, Г.Г.Ряжского,
А.А.Осмеркина, П.Д.Покаржевского, Г.М.Шегаля.
А.А.Осмеркин показал 19 произведений 1939-1940 гг.
1941
Участвовал в "Выставке лучших произведений
советских художников", состоявшейся в
Государственной Третьяковской галерее. Летом
жил и работал в Верее под Москвой, где его застало
начало Великой Отечественной войны. Начал
работать в мастерской оборонного плаката
"Окон ТАСС".
1942
Работал над портретами летчиков. Написал картину
"Зенитчики Москвы. Москва. 1941" и пейзаж
"Кремль. 1942", показанные на Всесоюзной
выставке живописи, графики, скульптуры и
архитектуры "Великая Отечественная война" в
Государственной Третьяковской галерее.
1943
Работал над оформлением спектакля "Горячее
сердце" к 120-летию со дня рождения
А.Н.Островского в Казанском Большом
драматическом театре (режиссер А.Д.Дикий).
1944
Весной и летом выполнил ряд пейзажей в Загорске, где в это
время размещался эвакуированный из Ленинграда
Институт живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ
1945
Март. В Центральном Доме работников
искусств в Москве состоялся вечер, посвященный
25-летию педагогической деятельности
А.А.Осмеркина, П.Я.Павлинова, и Н.М.Чернышева. С
обзором деятельности А.А.Осмеркина на вечере
выступал А.А.Федоров-Давыдов. Женился
на Надежде Георгиевне Навроцкой. Летом и осенью выполнил
серию пейзажей Ленинграда, в том числе "Новая
Голландия", "Внутренний двор Эрмитажа",
"Инженерный замок". Октябрь. В
МОССХе состоялся вечер, посвященный творчеству
А.А.Осмеркина, сопровождавшийся выставкой его
работ. На вечере выступили О.М.Бескин,
Б.В.Иогансон, П.А.Радимов, А.М.Эфрос.
1946
Участвовал во Всесоюзной художественной
выставке, открывшейся 19 января в Государственной
Третьяковской галерее. Июль-август. В
Загорске выполнил серию пейзажей и натюрмортов,
в том числе "Номер в
гостинице. Загорск", "Реставрационные
работы в Лавре". Сентябрь-ноябрь. Был
командирован в Ереван
для налаживания учебной работы в Ереванском
художественном институте. Во время этой поездки
выполнил ряд пейзажей
и натюрмортов.
1947
На Весенней выставке произведений московских
живописцев и скульпторов были показаны работы
А.А.Осмеркина "В
мастерской художника" ("Профиль и
цветы") и "В Загорске" ("Номер в
гостинице. Загорск"). Лето провел в Загорске. Конец
августа. По обвинению в формализме был
освобожден от работы в Институте живописи,
скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина в
Ленинграде.
1948
Май. В решении 2-й сессии Академии художеств
педагогическая работа А.А.Осмеркина была
подвергнута резкой критике. Август. Был
освобожден от работы в Московском
государственном художественном институте
им.В.И.Сурикова с формулировкой - за формализм. В
качестве реабилитации художнику предложено
исполнить картину "Передовые люди автозавода
им.И.В.Сталина" для Всесоюзной художественной
выставки.
1949
Работал над
картиной "Передовые люди автозавода
им.И.В.Сталина" для Всесоюзной художественной
выставки (картина была отклонена выставкомом). Против художника открыто судебное
дело.
1950
В апреле резко ухудшилось состояние здоровья.
Наступил перерыв в работе до лета 1951 г.
1951
Летом в Загорске были написаны работы: "Сирень
на фоне обоев. Загорск", "Букет полевых
цветов с подсолнухом", "Мак. Загорск".
1952
Январь. Написал "Натюрморт с
ходиками". Летом и осенью жил и работал в
Загорске. Судебное дело
закрыто.
1953
Зимой написан "Портрет дочери Лили с собакой
Шариком". Летом, тяжело больной, жил и работал в
Плесково под Москвой, где были написаны
"Черемуха. Плесково", "Лето. Июнь.
Плесково". 25 июня. Скончался во время
работы над пейзажем в Плесково. Похоронен 29 июня
в Москве на Ваганьковском
кладбище. |