В предчувствии весны


   "Шерше ля фам" - "Ищите женщину", - говорят французы, не находя ответа на какой-нибудь вопрос, не поддающийся мужской логике. Почему мужской? Потому чго мы живем в мужском мире, по мужским законам, и мир женщин остается для нас загадкой.
   Может быть, поэтому женские образы всегда притягивали поэтов, художников, музыкантов - этих посредников между людьми,- природой и Вселенной. Именно они создавали и создают культ женщины - возлюбленной, матери, сестры, просто прекрасной незнакомки. Само понятие красоты ассоциируется у нас с женским началом, с женщиной. Во все времена во всех культурах женщин обожествляли, им поклонялись, их воспевали. С женщин написаны портреты, которые, пережив сотни лет, потеряв биографии своих героинь, поменяв не одно место пребывания, не перестают поражать нас гибкой пластикой линий и загадочными взглядами.
   Наш земляк, известный художник Александр Осмеркин, тоже не обошел вниманием тему женщины. В его творчестве она занимает одно из главных мест. "Портрет Катюши", "Спящая женщина и собачка", "Зеленое пальто", "Портрет Минны Винец". Женщины на этих картинах мечтательны и грациозны, исполнены чувства собственного достоинства и глубокого по-нимания действительности, присущего только женщинам.
   "Портрет Минны Винец" написан в тяжелые и страшные годы Великой Отечественной войны. Москва, зима 42-го, холод, мизерный паек, атмосфера ожидания. А на картине всего этого нет: художник писал не смерть, а жизнь. И поэтому на картине вы увидите образ мечтательный и волнующий. И ничего, что роль фона выполняет старое покрывало, вы этого просто не заметите, потому что на вас с полотна посмотрит Женщина, а за ней... За ней вы почувствуете зелень летнего сада и ласковое прикосновение солнца. Перед вами оживет образ. Его природа ощущается в каждом мазке, в каждой оборванной линии... Она подарила художнику свою красоту. А он за это подарил ей бессмертие.
   "Осмеркин нравился женщинам. Я не раз видел его на выставках в окружении женщин, смотревших на него с немым обожанием. Он был галантен. В нем не было слащавости. Он был естественен и прост. Его серия женских портретов говорит об удивительном понимании женской души", - пишет в своих воспоминаниях ученик Осмеркина, народный художник СССР, действительный член Академии Художеств, профессор Е.Е.Моисеенко. Свое "понимание женской души" Александр Александрович старался передать и своим ученикам. "В мастерской Сан Саныч очень уважительно относился к натурщицам. Всегда был с ними внимателен и обходителен. Поэтому в его мастерской охотно позировали, и нам было велено обходиться с ними внимательно и бережно", - продолжает Моисеенко.
   И действительно, именно этим чувством "внимательности" проникнуты работы его учеников. Посмотрите на работу Ореста Верейского "Портрет неизвестной". С какой легкостью, как будто одним движением штихеля, художник раскрывает перед нами черты женщины - красота, изысканность, элегантность, некоторое легкомыслие. Рисунок почти абстрактен, художник только обозначил легкое движение рук, поворот туловища, профиль, прикрытый тенью шляпки, но он сделал это настолько точно, что мы чувствуем живое дыхание женщины. Вот она - тайна искусства.

Андрей Надеждин,
ведущий научный сотрудник

художественно-мемориального музея А.А.Осмеркина